Не мне вам рассказывать, что все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках.

В наше время многим детям не интересно слушать сказки и рассматривать иллюстрации им интереснее смотреть современные мультфильмы. Некоторые родители утверждают, что их дети знают много интересного, потому что смотрят много мультфильмов и телепередач, но практика показывает, что дети не могут пересказать полностью ни один мультфильм. Их речь, путанная и односложная.

Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя. Поэтому хочу дать некоторые рекомендации по организации домашнего чтения.

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому времени малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдётся 15 – 20 минут, чтобы почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затемнённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Полутора – двухгодовалый ребенок может быть сосредоточен на книге 1 – 2 минуты, но и детям постарше читают не более 15 – 20 минут, потому что далее внимание рассеивается. Как бы ни понравилась книга ребенку, надо дать ему отдых. Зато, как радостна будет новая встреча с той же книгой и, как сосредоточенно он будет её слушать и рассматривать.

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям.

Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герой, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запоминает книгу и сможет проявить желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать сказки и рассказы, делать к ним рисунки.

Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для кукольного домика, не повозка, которую можно возить по комнате, не альбом для раскрашивания… Приучайте детей аккуратно и бережно обращаться с книгой.

Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях.

Играйте голосом: читайте, то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.

Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для ребенка – нет.

Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

Чтение – это важно!

Лично я люблю читать книги с раннего детства, сначала мне их читала мама, папа, затем моя любимая воспитательница Ирина Владимировна. И по сей день я люблю читать, читаю себе, своим детям, своим воспитанникам.

ekozlova
karasevushka@rambler.ru